На одной памятной дате я хотел бы остановиться отдельно. И вас мысленно вернуть в те дни. Ровно пять лет назад началась коронавирусная пандемия, и в России был объявлен тотальный ковидный карантин. Всего пять лет, а как будто это было в прошлой жизни.
Сегодняшние вызовы специальной военной операции — продолжение стресс-пятилетки.
Вернемся в 2020 год. На российские и мировые просторы с далекого Китая стремительно врывается смертельно опасный вирус, который создал новую коронареальность. Он перевернул все сферы нашей жизни: от медицины и образования до экономики и простого человеческого общения, поменял все планы, заставил по-новому взглянуть на себя и вытащить наружу скрытые резервы. Вместе с пандемией в наш лексикон вошли тогда новые слова, многие с военной выправкой — «удаленка», «самоизоляция», «вакцинация», «красная зона», «антивирусный фронт», «передовая», «штаб», «госпитали», «волонтеры» и «гуманитарная помощь». Это была чрезвычайная ситуация, полная неведомых доселе смертельных опасностей, и реакция власти тоже была чрезвычайная.
Вся управленческая команда Башкортостана, система здравоохранения, образования и социальной защиты в кратчайшие сроки перешла на коронавирусные «рельсы». У гражданского общества именно тогда нарисовались четкие контуры, а понятие «волонтер» обрело свой настоящий смысл. Ударными темпами практически в голом поле выросли инфекционные ковид-госпитали. Сначала под Уфой в Зубово, а затем в Стерлитамаке для юга Башкортостана, Туймазах для западной части и Сибае для Зауралья. Наш опыт с быстровозводимыми ковид-госпиталями, вплоть до проектной документации, был взят за образец и масштабирован на многие другие регионы России. Беспрецедентные меры поддержки дополнительно к федеральным руководство и правительство республики оказало секторам экономики и частного бизнеса, наиболее пострадавшим от пандемии. Мы взялись все за руки — чтоб не пропасть поодиночке. И это главный результат пандемии, которая стала проверкой на прочность всего нашего общества и административной системы. Путь от самоизоляции до иммунитета через вакцинацию был очень непростым, в несколько волн, и принес много тяжелых личных потерь, каждая из которых осталась рубцом в нашем сердце. Безусловно, это было время врачей, и мы отдавали должное их профессиональному мужеству.
2020 — это был Год медика, без преувеличения. Без лишнего пафоса — просто констатация медицинского факта. Люди в белых халатах оказались на передовой и не подвели. Хотя и понесли серьезные потери. Как сказал один уважаемый врач-профессор: «Если бы коронавируса не было, то его бы стоило придумать». В том плане, что вся эта катавасия с пандемией помогла нам всем многое переосмыслить и переоценить. В том числе и вернуть профессии врача ее заслуженное место в социальной иерархии, как и учительской непростой доле, как и многим другим реальным ремеслам и ценностям. За долгие месяцы пандемии мы имели возможность воочию убедиться в том, что абсолютное большинство наших медиков искренне преданны своей профессии, и что та самая клятва Гиппократа для них не пустой звук.
В кризисное время ковида вообще проявились лучшие качества людей. Кто-то, рискуя собственным здоровьем и невзирая на усталость долгих смен, спасал жизни пациентов в ковид-госпиталях, красных зонах, каретах скорой помощи и приемных покоях, кто-то собирал и раздавал помощь тем, кто в ней нуждается.
Оглядываясь назад, теперь можно констатировать, что сложнейший ковидный стресс-тест мы выдержали достойно. Это было время испытаний, которое, как лакмусовая бумага, показало нам, что по-настоящему важно и чем отличаются реальные ценности от придуманных, лишних или вообще чужих. И эта антиковидная закалка очень пригодилась нашему обществу уже в нынешнее пороховое время.
Руслан Шарафутдинов, главный редактор агентства «Башинформ».